Изменение НАВИГАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ. РЕЖИМА ПОЛЕТА ИЛИ ВЕТРА
Знание экипажем навигационных элементов полета необходимо для точного и надежного самолетовождения и применения средств поражения. В полете навигационные элементы не остаются постоянными, и поэтому необходимо периодически повторять их измерения. Изменение навигационных элементов в полете происходит как за счет изменения режима полета, так и за счет изменения ветра.
Изменение режима полета, то есть воздушной скорости и курса, может происходить вследствие невыдерживания экипажем их значений или преднамеренного их изменения для выхода на цель в заданное время, преодоления системы ПВО противника, исправления пути по направлению и т. д.
Рассмотрим, как изменяются одни элементы навигационного треугольника, скоростей при небольшом изменении других его элементов.
Изменение элементов навигационного треугольника скоростей
при изменении воздушной скорости в полете с постоянным курсом
и при неизменном ветре
Предположим, что в некоторый момент экипаж увеличил воздушную скорость V на величину А Г (рис. 5.17). Как видно из рисунка, при увеличении воздушной скорости путевая скорость увеличивается, а угол сноса уменьшается.
Для выяснения, на какую величину изменится путевая скорость при изменении воздушной скорости, опишем из точки А радиусом, равным W, дугу EF. Очевидно, отрезок FД = AW. Принимая треугольник RFE за прямоугольный, имеем
A Wv — AHcos УС!.
Этот же результат можно получить после дифференцирования формулы (2.4) по переменным W и V и перехода к конечным приращениям.
Учитывая, что углы сноса в среднем не превышают 8—12°, с достаточной для практики точностью можно принять cosyCi^l, и тогда ДІУу — ЛУ.
Следовательно, при изменении воздушной скорости нет необходимости в новом измерении путевой скорости, так как новое ее значение будет равно
Wl=W+(± W).
Для определения величины изменения угла сноса при изменении воздушной скорости рассмотрим треугольники AFE и FIXE (рис. 5.17). Поскольку в данных треугольниках сторона EF общая, то справедливым будет равенство
ІУД У С —Д У sin УСХ,
откуда
ДУС = ^ sin УС!.
Полагая, что 1У~У, получим
. ДУС = sin УС!.
К этому же результату можно прийти, если продифференцировать формулу (2.5) по переменным УС и У с последующей заменой дифференциалов конечными приращениями
cos УСДУС
откуда, опустив знак минус и учтя, что значение косинуса малых углов близко к единице, получим
Подставим в данное выражение значение sinyB:
sin УВ = — jf sin УС,
тогда
ДУС = ~ sin УС.
Ввиду того что углы сноса не превышают 8—12°, заменяя синус малых углов самим углом, получим
Формула (5.9) позволяет Оценить в процентном отношении изменение угла сноса при изменении воздушной скорости.
Изменение угла сноса при изменении воздушной скорости в пределах до 10% ее начального значения можно не учитывать, так как оно соизмеримо с точностью его определения.
При более значительном изменении воздушной скорости изменением угла сноса пренебрегать нельзя, для точного выдерживания заданного маршрута полета следует внести поправку в курс следования, рассчитав новое значение угла сноса.